матрешки с лицами



[предыдущая] [на главную] [следущая]
заказ матрешки с портретом


В 90-е годы многое из достигнутого ранее было утрачено, закрывались филиалы фабрики, прекращалось производство, некоторые мастера возвратились к надомному изготовлению матрешек с лицами, другие вовсе подались в иные сферы деятельности. Казалось бы, с крушением системы, где все централизовано и находится под контролем, народ вздохнет и промыслы расцветут небывалым цветом. Однако в новых экономических условиях они были приравнены к малому бизнесу, что было связано не только с бесконечной бумажной волокитой и чиновничьим произволом при регистрации и лицензировании деятельности, но и с неоправданными в данном случае налогами, а государство умывало руки, бросив народных мастеров в стихию рынка. Именно в эти годы от 35 промысловых организаций в Нижегородской области осталось только 15, да и у тех проблемы были отнюдь не творческого характера. И все же, хотя и с трудом, основные народные промыслы Нижегородского края выживали, а с ними не пропала, не сгинула в забвении и народная игрушка. В этот сложный период многие мастера Семеновского объединения по производству матрешек с лицами остались не у дел, руководство предприятия не смогло обеспечить их работой. Преемниками объединения в деле производства игрушек и матрешек с лицами стали ООО Семеновская роспись и ЗАО Хохломская роспись, ранее выпускавшее только посуду, а теперь также производящее и матрешек с лицами, и деревянные расписные игрушки, и сувениры. Бывший главный художник объединения И. К. Сорокин передал авторские права на созданные им изделия ЗАО Хохломская роспись, где их постарались одеть в золотой наряд, соблюдая свой традиционный колорит и орнамент. Игрушечный товар той и другой фабрик, по сравнению со второй половиной XX века, пока несколько однотипен, это в основном токарные изделия, идущие от форм 60–80-х годов, с незначительными изменениями силуэта фигур кукол и мотивов росписи. Новые поиски ведутся, прежде всего, в декоре изделий, который все более приближается к общерусским образцам декоративной росписи и часто бывает избыточен. Современная всеядность, ориентация на столичные образцы, погоня за количественными показателями в массовой продукции привели к некоторому размыванию стиля и к снижению спроса на уникальную семеновскую игрушку. Интересные образцы появились в результате сотрудничества Семеновской росписи с японскими фирмами. Любопытны также некоторые эксперименты предприятия Хохломская роспись в использовании характерного хохломского узора в росписи матрешек с лицами и других игрушек. Но в целом, несмотря на многие удачные образцы той и другой фабрики, создаваемые ими игрушки, как современное явление, пока не имеют своего концептуально ярко выраженного лица. В ближайшем будущем этому промыслу еще, очевидно, предстоит пережить свое возрождение. Проанализировав ситуацию с потребительским спросом, определившись с ассортиментом и стилем, с функционально полноценной, отвечающей педагогическим требованиям игрушкой, а возможно, и четко разделившись по направлениям сувенирной продукции, каждая из фабрик найдет свой путь и скажет свое, иду

Координаты портретиста и мастера портретной матрешки Россия Москва ул. Петровско- Разумовский проезд метро Динамо или Савеловская сайт ART-BY.RU тел +7 903 598 35 00 Григорий

матрешки с лицами
матрешки с лицами

Ермиловская матрешка с лицом Ковернинского района Детям на радость, взрослым на удивление создают народные мастера свои произведения. Ковернинский район, наряду с Семеновом, является центром так называемой хохломской росписи. Он известен, прежде всего, древним торговым селом Хохлома, давшим название уникальной расписной посуде Сёминской фабрики Хохломский художник (ныне ОАО Хохломский художник) и Семеновской фабрики Хохломская роспись (ныне ЗАО Хохломская роспись). Мастера-надомники, жившие в близлежащих деревнях, также точили и расписывали деревянную посуду, а некоторые и игрушкой баловались, делая погремушки, свистульки и другие изделия. Ни в каком другом месте не найти такого изумительного травного орнамента на деревянной посуде и мебели, которые изготавливались иногда в детском игрушечном варианте. Здесь, в деревне Мокушино, создавал свои удивительные произведения народный мастер Степан Павлович Веселов (1903–1993). Это была личность весьма примечательная, не каждому народному мастеру удается выработать свой неповторимый стиль. Травную роспись Веселова часто называют хохломской готикой, и это не случайно, есть в ней что-то пламенеющее, динамичное, как в стрельчатых арках средневековых готических соборов. В такую роспись травкой облачаются посуда, мебель, коврики, яйца, плоские и объемные петухи и такие редкие для мастера изделия, как красная с золотым хохломским узором матрешка с лицом Рыбка и саночки, которые находятся во Всесоюзном музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве. Степан Павлович Веселов, как и другие мастера хохломской росписи, не занимался специально изготовлением игрушек, но не упомянуть этого талантливого мастера, говоря о Ковернинском районе, невозможно. Ярким, но, к сожалению, недолгим явлением на Нижегородской земле стала жизнь матрешки с лицом села Ермилово Ковернинского района. Этот район, наряду с Семеновым, – центр хохломской росписи. В отличие от семеновцев, использовавших в росписи кудрину, фоновое письмо из листьев и цветов, а также травку, ковернинцы предпочитали украшать деревянную посуду только травкой; именно такими узорами расписывались и ермиловские матрешки с лицами: большие и маленькие кони, мишки, собачки, петушки и курочки, уточки и гусачки, слоны, соловьи, сороки и другие изделия. Интересен сам способ изготовления прессованной игрушки, он дает возможность создавать продукцию различных форм: от сильно стилизованных до почти натуралистичных. Роспись игрушек травкой под лак в сочетании золота с черным и киноварью, белого, зеленого и коричневого – баканового – цвета, придает игрушечному товару праздничный нарядный характер.

лицо матрешки по фото

лицо матрешки по фото


Самобытные, яркие, забавные матрешки с лицами из прессованной стружки, расписанные удивительными травными узорами, сейчас можно встретить в экспозициях нижегородских музеев, в Ковернинском выставочно-музейном центре Отчина, а также в ХПМИ Сергиева Посада и в частных коллекциях. К сожалению, серьезным исследованием этого явления народного искусства пока не занимались, да и статей в периодической печати было не много. А между тем ермиловская игрушка, уникальная, яркая, самобытная, истинно нижегородская, заслуживает особого внимания. Материалы по истории предприятия Ермиловская игрушка авторам этой книги предоставил народный художник России, потомственный мастер хохломской росписи, директор Ковернинского музейно-выставочного центра Отчина Николай Александрович Гущин. В беседе с бывшими работниками предприятия – начальником производства Голубевым Александром Михеевичем, начальником экономического отдела Зинаидой Ивановной Прониной и главным технологом Ниной Ивановной Малышевой выяснились многие факты возникновения и развития Ермиловской игрушки. История фабрики оказалась далеко не простой и даже драматичной. Промартель в деревне Ермилово была создана накануне Великой Отечественной войны в 1941 году. До 1945 года ею руководил Воронов Николай Григорьевич, уроженец деревни Мешково. С 1945 и вплоть до 1985 года, до объединения с сёминской фабрикой Хохломский художник, директором был Иван Харлампиевич Малышев. В это время артель прошла несколько специализаций по изготовлению токарной посуды, ложек, интеллектуальных игр – шахмат и шахматных досок, – которые изготовлялись также и в цехах деревень Новопокровское, Сёмино и Хрящи. Производство игрушек в Ермилове наладили с 1955 года. В 1969 году создается участок фабрики Ермиловская игрушка в поселке Ковернино. Его долгое время возглавлял Александр Михеевич Голубев, работавший сначала на фабрике заведующим складом готовой продукции в селе Ермилово, с 1972 по 1985 год – главным инженером, а с 1985 года по 2001 год – начальником производства Ковернинского участка. Таким образом, А. С. Голубев прошел весь путь с Ермиловской игрушкой и ныне очень сожалеет о ее печальной участи.
лицо матрешки по фото


С 1985 года директором объединенных в одно предприятие фабрик «Ермиловская игрушка» и «Хохломский художник» – под общим названием «Ковернинская фабрика «Хохломский художник» и с головным предприятием в деревне Сёмино – стал Алексей Васильевич Веселов. При нем ассортимент игрушек расширился. Надо сказать, что технология ермиловской игрушки – непростая, роспись – также трудоемкая. По себестоимости эти изделия получались довольно дорогими, и государству, стремившемуся сделать их доступными самому широкому потребителю, приходилось дотировать производство. В 90-х годах государственная поддержка народных промыслов прекратилась, и выпускать матрешек с лицами, как сообщает нынешний директор ОАО Хохломский художник Владимир Иванович Соловьев, стало убыточно; сказался и такой фактор, как интервенция дешевой китайской игрушки. В 1996 году производственные площади ермиловского участка предприятия перешли в собственность колхоза Хохлома, и с конца 2000-х годов в СПК Хохлома наладили выпуск, на основе оставшихся ермиловских форм, расписанных лошадок, пудельков, птичек-сорок. В последние годы на прилавках сувенирных магазинов Нижнего Новгорода стали все чаще появляться и ермиловские игрушки Ковернинской фабрики Хохломский художник. Как будет этот промысел развиваться в дальнейшем, покажет время: ведь свернуть производство проще, чем наладить его вновь. Технология изготовления матрешек с лицами по некоторым свойствам близка к изделиям из папье-маше. Ермиловцы использовали отходы от деревообработки хвойных пород деревьев, прессуя опилки с крахмальным клеем и тальком в виде двух половинок формы, которые затем склеивались, обрезались, зачищались шкуркой – наждачной бумагой, грунтовались, расписывались и покрывались несколькими слоями лака, что повышало яркость красок и придавало росписи пластическую глубину. Красивая получалась игрушка, нарядная, праздничная, глаз не оторвать, не случайно она была интересна не только детям, но и взрослым. Ермиловские игрушки 50-х – начала 60-х годов имеют обтекаемые, несколько натуралистичные формы, белую, охристую и желтую окраску фона, умеренную роспись цветами и травами, черного, красного и других цветов. С середины 60-х и в 70-е годы форма ермиловских изделий становится более обобщенной, стилизованной и декоративной. Мастерами активно применяется красный и черный фон с контрастной росписью бронзовыми красками. Некоторые художницы используют элементы городецкой росписи, умело сочетая их с характером формы. В росписи наряду с чистой травкой используются также листья и цветы (так называемое фоновое письмо), по пластике близкие к кудрине семеновской росписи.
лицо матрешки по фото


С самого начала изготовления прессованных изделий ермиловская фабрика активно сотрудничала с Загорским (Сергиево-Посадским) институтом игрушки, у которого накопился к этому времени богатый опыт работы с традиционной и современной игрушкой. Гипсовые формы для изделий, после утверждения областным художественно-экспертным советом, выкупались у загорцев, и по этим формам изготавливались игрушки в Ермилове. В 70-е годы изделия Ермиловской фабрики приобретают характерные остросовременные формы, достойные такой изящной росписи, как хохломские травы. Ассортимент предприятия насчитывал более 100 наименований разных матрешек с лицами – от маленьких до больших размеров, игрушек на колесиках и без них. Кони, птицы, медведи, кошки, коты и мышки, лисички и зайчики, петушки и курочки, уточки и гуси, слоники и верблюды, Деды Морозы и Снегурочки – далеко не полный перечень игрушечного товара фабрики. Если первые игрушки расписывались масляными красками, то с 70-х годов, с открытием завода искусственных красителей в Ленинграде, стали использовать для окраски формы яркие нитроэмали, что усилило декоративный характер росписи и придало игрушкам еще большую нарядность. В это время у мастериц росписи, в рамках традиции ко-вернинской травной манеры, складываются свои пристрастия и свои индивидуальные приемы. Эффектностью образов отличаются Конь-богатырь 1979 года, роспись которого построена на контрасте черного и красного цвета, и Конь-огонь 1984 года, в красно-желтых тонах, выполненные заслуженным художником России Натальей Петровной Пешехоновой. Не менее удачны черный с золотом конь 1984 года Татьяны Константиновны Лапшиной и ее же маленькие игривые красные лошадки. Коричневый конь с красными цветами, желтыми листьями и бело-черной разживкой Шавиной Елены Ивановны так же лиричен и трогателен, как и маленькая черная лошадка с красно-белым орнаментом Метельковой Марии Павловны. Слоники и петухи Лапшиной, петухи, лисички и собачки Пешехоновой, маленькие петушки Марии Павловны Матюшовой и трогательные утята Шавиной, кукушки и сороки Людмилы Борисовны Смирновой и изделия других мастериц, обладая единством стиля, отличаются своеобразием и неповторимостью узоров, что характерно для ручной работы и чем она особенно и привлекательна.

лицо матрешки рисунок

лицо матрешки по фото


Для матрешек с лицами этого времени характерны композиционно продуманное, конструктивно выверенное убранство, изысканный колорит. Узоры, подчеркивающие характер формы, четко фиксируют композиционный центр изделия, заставляя обращать внимание то на крутой выгиб шеи лошадки или коня, то на плавность линии обтекаемой формы водоплавающих птиц или пышный хвост петуха-задиры. Учитывая взаимодействие главного элемента формы с второстепенными деталями композиции, художники минимальными средствами достигали максимальной выразительности образов. К сожалению, в современной росписи ермиловских игрушек присутствует иногда избыточность и некоторая композиционная непродуманность декора. Создается ощущение, что форму изделия художники современной росписи воспринимают только как носительницу орнаментики и не стремятся к общему образному решению игрушки как единого целого. И тем не менее, появление вновь на рынке матрешек с лицами – факт, несомненно, отрадный. В классической ермиловской игрушке доперестроечной поры счастливо сочетались достижения профессионального дизайнерского подхода с народной традиционной росписью, что способствовало созданию и расцвету уникального современного промысла на нижегородской земле. Если вспомнить, что знаменитая русская матрешка – это тоже синтез творчества профессионального художника С. Малютина, народного мастера В. Звёздочкина, мериновских и семеновских мастериц не одного поколения, то приходится только удивляться, как ермиловскую игрушку – этот уникальный промысел – смогли загубить. В прошлом веке, кроме шахмат и прессованной игрушки, ермиловцы выпускали разнообразные деревянные строительные конструкторы, которые были не хуже нынешних зарубежных образцов, изготовляли и другую продукцию для детей. Сегодня у директора ОАО Хохломский художник В. И. Соловьева – планы модернизации и расширения производства ермиловской игрушки, создания новых образцов не только из прессованных опилок, но и из традиционного дерева.
матрешка шарж на заказ в москве
матрешка шарж на заказ в москве

У шведов, как и у россиян, есть свой национальный символ – деревянная красная, очень скоромная по оформлению, лошадка, народный образ вековой давности. О своей игрушечной лошадке шведы говорят с уважением и любовью. А у нас были сотни, а в совокупности – тысячи красивейших коней, городецких, федосеевские, лысковских, пуреховских, ермиловских. Душа болит о том, что при таком богатстве наши дети играют китайскими, часто экологически не безопасными и образно невыразительными, игрушками. А между тем и сейчас возникают промыслы на Нижегородской земле, которые могли бы расширить художественное поле края и производить матрешек с лицами. Есть энтузиасты, для которых не все в этой жизни измеряется долларом или рублем. Но есть ли в области силы, которые могли бы их поддержать?
матрешка с лицами семьи
матрешка с лицами семьи

С. П. Веселов с женой. Деревня Мокушино Ковернинского района. Чудо куколки - нарядные матрёшки с лицами семьи Нижегородские матрешки Cреди народной промысловой матрешки с лицами Нижегородского края особую известность и, пожалуй, самое широкое признание получили матрешки: мериновские, семеновские, полховмайданские, крутецкие, вознесенские; теперь появились и городецкие куколки-матрешки. Город Семенов и деревня Мериново находятся на реке Керженец, к северу от Нижнего Новгорода, райцентр Вознесенское, село Полховский Майдан, деревня Крутец – на юго-западе области, а город Городец – вверх от Нижнего по Волге. По названию этих населенных пунктов и получили свое наименование нижегородские матрешки. Матрешки с лдицами – это красочно расписанные куколки, выточенные из дерева на токарном станке, разъемные, полые, внутри которых находятся такие же матрешки, только меньше росточком. В одной такой деревянной форме может находиться от трех до семидесяти и более матрешек, мал мала меньше. Нижегородская красавица, семеновская матрешка, уже второе столетие держит первенство среди деревянных кукол, полховмайданская матрешка хотя и моложе семеновской, но и она не менее популярна, городецкая – пока лишь скромно начинает появляться на рынке сувенирных товаров. Расписную нижегородскую куколку можно встретить на столичных ярмарках, базарах, на рынках российских городов, в специализированных фирменных магазинах и европейских художественных салонах. Как семеновская, так и полховмайданская матрешка с лицами считается идеальным подарком, который уместно дарить по любому поводу.

шарж на матрешках

шарж на матрешках
шарж на матрешках

Матрешками играют дети и любуются взрослые. Многие любители коллекционируют этих куколок. Они красуются среди экспонатов музейных исторических, краеведческих, этнографических и художественных экспозиций, на прилавках солидных магазинов, газетных киосков, в окнах домов и на книжных полках. Музей матрешки открыт в 2001 году в Москве, есть музей матрёшки в городе Калязине и в рабочем поселке Вознесенском Нижегородской области. Образ матрешки часто используют в качестве эффектного бренда, обеспечивающего успешное продвижение того или иного товара или идей. Почему так популярны эти расписные деревянные куколки? Когда и откуда они появились? Кто придумал русскую матрешку с лицом, дизайн которой оказался настолько безупречен, что она стала всеобщей любимицей?
заказать матрешки с лицами семьи
заказать матрешки с лицами семьи

Непростая история рождения матрешки с лицами Прежде чем говорить о семеновской матрешке, стоит вспомнить ее предшественницу – московскую деревянную куколку, для того чтобы понять всю прелесть нижегородской расписной красавицы, ибо, как говорили древние, все познается в сравнении. Определить происхождение той или иной промысловой игрушки, в силу временной удаленности и коллективности народного творчества, как правило, затруднительно. Кто, когда и где придумал вырезать из дерева первую лошадку или сделал первую свистульку-птичку? Ответить на эти вопросы вряд ли возможно. Между тем в истории возникновения и бытования отдельных видов промысловых игрушек есть исключения. Так, можно не только проследить процесс рождения столь популярной куколки-матрешки, но и назвать имена предполагаемых создателей. Хотя, как считают некоторые ученые, многие сведения о матрешке являются скорее легендами и имеют характер скорее мифологический, нежели исторический. Как свидетельствуют многие источники, первая в России портретная матрёшка с лицами на заказ появилась в Москве в конце XIX века. В начале XX века она перекочевала в Подмосковье, в Сергиев Посад, а всемирную славу в середине столетия ей принесла Нижегородская земля. В двадцатом веке именно семеновская матрешка стала своеобразным символом России, как бы ее визитной карточкой, а полховмайданская и крутецкая деревянные куколки, хотя и появились позднее, но также полюбились за декоративную яркость и красочность, какую-то особенную свободу и раскованность, часто непредсказуемость образного решения. Сегодня выходит на широкую дорогу сувенирной продукции и городецкая матрешка.
матрешка с лицом на заказ
матрешка с лицом на заказ

Происхождение образа матрешки с лицом в форме разъемной расписной деревянной куколки весьма любопытна и имеет несколько версий, по поводу которых до сих пор идут споры. Суть споров сводится к следующему: является ли матрешка оригинальным русским явлением или это вариант японского изделия? Кто же был автором этой деревянной куклы – художник-профессионал Сергей Малютин или токарь-кустарь Василий Звёздочкин? И какая матрешка более выражает образ сегодняшней россияночки: сергиевопосадская, семеновская, полховмайданская, кировская или вовсе – курская или нолинская? – вопрос тоже животрепещущий (9, 13, 16, 26). Создатели матрешки явно не предполагали, что их творение ждет такая оглушительная популярность и слава. Сегодняшние же споры вокруг деревянной куколки лишь подтверждают значимость этого создания, к которому уже более века проявляется непреходящий интерес. В культуре многих народов роль куклы, как модели человека, с древнейших времен была весомой и многофункциональной.
шарж матрешка
шарж матрешка

В крестьянской среде куклы изготавливались из самых различных подручных материалов: дерева, тряпок, ниток, лыка, соломы, бересты, глины. Существовало множество типов самодельных кукол: полешки или столбушки, сделанные на основе бревна; пеленашки или ляльки из свернутого кусочка ткани; крестушки из перекрещенных палочек; закрутки – скрученные из прямоугольной тряпочки, положенной наискось; костромушки и кувадки из тряпок, изготовленные при п омощи перевязок; сдвоенные свадебные куклы, соломенные стригушки; северные куколки, рубленные топором или вырезанные ножом в несколько приемов – панки; лесовички из шишек и других природных материалов. Популярны были куклы-зернушки, набитые гречкой или каким-либо другим зерном, горохом, – они предназначались для развития мелкой моторики рук, что напрямую связано с речью и мышлением, (может, и не знали крестьяне многие психофизиологические заморочки, а вот куклы, способствующие психофизиологическому развитию детей, были). Существовали куклы мартинички – это две соединенные вместе куколки из ниток, из белых – зима, а из красных – весна; безликие тряпичные куклы Василисы; куклы масленицы делались из самых разных материалов. Всех кукол, бытовавших в народной среде, не перечесть. Они выполняли обереговую, обрядовую, развлекательную и развивающую функции (6, 7, 9). Игрушки, простые по форме, отражали реалии мира, представления о природных силах и духах. Куклы были интересны как детям, так и взрослым, которые со всей серьезностью относились к игрушечному делу.

матрешки с вашим лицом

матрешки с вашим лицом


В городской среде наряду с традиционными матрешками с лдицами на заказ большой популярностью пользовались привозимые из-за границы дорогие фарфоровые куклы. Куклы наряжались в традиционные и современные модные одежды, они были разных размеров, среди них были любимые и не очень. На полотнах многих русских живописцев, Василия Тропинина, Карла Лемоха, Николая Кошелева, Алексея Харламова, Константина Маковского, Андрея Рябушкина, Бориса Кустодиева, Галины Серебряковой и других запечатлены дети с куклами. По живописным произведениям можно представить все разнообразие кукольного мира XIX–начала XX веков – от самодельных игрушек до заморских красавиц. В экспозиции Художественно-педагогического музея игрушки Сергиева Посада, созданного художником, искусствоведом, педагогом и ученым Н. Д. Бартрамом (1873–1931) на основе его личной коллекции, представлены крестьянские куколки, их зарубежные коллеги, и, конечно, матрешки. Дорогая или дешевая кукла – функция у нее одна: детям должно было интересно с ней играть, то есть взаимодействовать. Часто ребенку с фантазией хотелось иметь не одну, а несколько кукол разных размеров, чтобы какая-то кукла могла быть мамой, какая-то – старшей или младшей дочкой, а какая – и младенчиком; однако, большое количество кукол создавало некоторые неудобства, для хранения требовалось много места. И тут в России появилась удивительная куколка-матрешка – одна во множестве. В ней была и привычная простота тряпичной и вырезанной из дерева куколки, столь популярных в народной среде, загадочность точеных шкатулок и разъемных яиц, скрывающих внутри себя сюрпризы. В традиционной версии происхождения разъемной деревянной куколки-матрешки можно выявить тройственную основу: первое – японский прототип разъемного деревянного человечка, второе – дизайнерскую разработку профессионала-художника и токарное выполнение формы народным мастером. Третий компонент матрешки – народная основа самого образа куклы как типизация эстетических представлений крестьянской среды о красоте женщины, девушки, девочки, где ценились скромность, трудолюбие, доброта, серьезность и уважение к людям. Такой синтез дал удивительный результат, не случайно создание и распространение русской матрешки стало заметным явлением не только в русском традиционном искусстве и культуре (26, 27).
матрешка фото лицо
матрешка фото лицо

В конце XIX–начале XX веков в европейских странах идет возрождение интереса к национальным основам культур. Возникает стиль модерн, который обращается не только к народным корням и искусству средневековой Европы, но и к культуре Востока, органично вплетая экзотику в национальные мотивы. В России подъем национального искусства и поиски принципов создания нового русского стиля в рамках общеевропейского модерна привели к тому, что интеллигенция обратилась к русской истории, фольклору, к народным промыслам, народному быту. Особенно активно интерес к русской народной культуре проявляли предприниматели и деятели искусства, вышедшие из купеческой и крестьянской среды. На основе этого интереса возникают творческие объединения, базирующиеся на принципах национальной культуры. Выделялся среди подобных творческих сообществ Абрамцевский кружок Саввы Ивановича Мамонтова (1841–1918). Савва Мамонтов принадлежал к известной в России купеческой семье, но более коммерции его интересовала культурная деятельность. Ему удалось сплотить вокруг себя талантливых художников, музыкантов и театралов, с целью содействия развитию русской национальной культуры. В подмосковной старинной дворянской усадьбе Абрамцево, которую он купил у Софьи Сергеевны Аксаковой, дочери знаменитого писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, в 1870 году под руководством С. И. Мамонтова были созданы художественные мастерские, где в одной команде трудились художники-профессионалы и народные кустари, хранители вековых крестьянских традиций, мастера народной игрушки.
матрешка фото лицо


Собирателем предметов крестьянского быта был старший брат Саввы Ивановича Мамонтова, также личность незаурядная, владелец типографии, издатель, переводчик, коллекционер русской живописи, меценат Анатолий Иванович Мамонтов (1839–1905). Именно ему принадлежала крупнейшая по тем временам коллекция матрешек с лицами нга заказ, а также магазин-мастерская Детское воспитание, где не только продавались, но и создавались детские игрушки в народном стиле. Стремясь расширить ассортимент этих изделий и повысить качество товара, А. И. Мамонтов приглашал к сотрудничеству именитых художников, таких как Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Николай Рерих, Елена Поленова и других. Он не только привозил игрушки из самых отдаленных уголков России, но и выписывал их из разных стран. В 1896 году в Петербурге состоялась первая в России выставка произведений искусства Японии, которая изумила и очаровала петербуржцев. Художник-график А. П. Остроумова-Лебедева писала, что в работах японских мастеров поражало, прежде всего, сочетание острого реализма и стилизации с упрощенностью, миром фантастики и мистики (26, с. 8). Эта выставка словно подготовила почву для восприятия русской публикой произведений декоративно-прикладного искусства, основанного на синтезе культур, коим и явилась русская матрешка, находящая отзвук в душах людей из самых разных уголков Земли. Существуют разные версии того, как японская разъемная деревянная куколка появилась в России, но главное, очевидно, заключается в том, что такая куколка появилась в мамонтовском круге творческих и активных людей. Это была фигурка лысоватого старичка с прищуренными глазами и добродушной улыбкой, буддийского монаха-мудреца по имени Фукурума, в котором находились, как в футляре, подобные ему человечки – его ученики. Разъемная фигурка, по легенде (о чем пишут многие авторы), была изобретена безвестным русским монахом с острова Хонсю, по воле случая попавшего на Дальний Восток в далекую Японию, что является вполне вероятным. При многих русских монастырях были кустарные мастерские, в которых монахи точили разъемные пасхальные яйца и вырезали из дерева игрушки, может, и вспомнилось монаху это занятие, а под впечатлением от знакомства с другой культурой он и изобрел такого человечка, очень простого по форме и обаятельного по содержанию, своего собрата монаха, хотя и не христианина. Миф ли это, легенда, правда это или фантазия, трудно сказать. Сам образ Фукурокудзю якобы пришел в Японию из Китая, а в Китай из Индии, и связан он с принцем Бодхидхарма – двадцать восьмым патриархом буддизма и первым патриархом китайской школы дзен. В Японии он превратился в Дарума – куклу-неваляшку и Фукурокудзю – куклу с вкладышами, которых дарили на счастье (13, с. 22). Как уже говорилось, в России издавна существовала традиция изготовления разъемных, сделанных из самого разного материала, пасхальных яиц и деревянных яблок – шкатулок, а также кустари делали наборы посуды, состоящие из вкладываемых один в другой предметов; резные плоско-объемные куколки из дерева также существовали и пользовались спросом, а вот куколок, подобных Фукурокудзю, не было.

Координаты портретиста и мастера портретной матрешки Россия Москва ул. Петровско- Разумовский проезд метро Динамо или Савеловская сайт ART-BY.RU тел +7 903 598 35 00 Григорий

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика