матрешка с лицом на заказ по фото в москве



[предыдущая] [на главную] [следущая]

Происхождение образа матрешки с лицом по фото

в форме разъемной расписной деревянной куколки весьма любопытна и имеет несколько версий, по поводу которых до сих пор идут споры. Суть споров сводится к следующему: является ли матрешка оригинальным русским явлением или это вариант японского изделия? Кто же был автором этой деревянной куклы – художник-профессионал Сергей Малютин или токарь-кустарь Василий Звёздочкин? И какая матрешка более выражает образ сегодняшней россияночки: сергиевопосадская, семеновская, полховмайданская, кировская или вовсе – курская или нолинская? – вопрос тоже животрепещущий (9, 13, 16, 26). Создатели матрешки явно не предполагали, что их творение ждет такая оглушительная популярность и слава. Сегодняшние же споры вокруг деревянной куколки лишь подтверждают значимость этого создания, к которому уже более века проявляется непреходящий интерес. В культуре многих народов роль куклы, как модели человека, с древнейших времен была весомой и многофункциональной. В крестьянской среде куклы изготавливались из самых различных подручных материалов: дерева, тряпок, ниток, лыка, соломы, бересты, глины. Существовало множество типов самодельных кукол: полешки или столбушки, сделанные на основе бревна; пеленашки или ляльки из свернутого кусочка ткани; крестушки из перекрещенных палочек; закрутки – скрученные из прямоугольной тряпочки, положенной наискось; костромушки и кувадки из тряпок, изготовленные при п омощи перевязок; сдвоенные свадебные куклы, соломенные стригушки; северные куколки, рубленные топором или вырезанные ножом в несколько приемов – панки; лесовички из шишек и других природных материалов. Популярны были куклы-зернушки, набитые гречкой или каким-либо другим зерном, горохом, – они предназначались для развития мелкой моторики рук, что напрямую связано с речью и мышлением, (может, и не знали крестьяне многие психофизиологические заморочки, а вот куклы, способствующие психофизиологическому развитию детей, были). Существовали куклы мартинички – это две соединенные вместе куколки из ниток, из белых – зима, а из красных – весна; безликие тряпичные куклы Василисы; куклы масленицы делались из самых разных материалов. Всех кукол, бытовавших в народной среде, не перечесть. Они выполняли обереговую, обрядовую, развлекательную и развивающую функции (6, 7, 9). Игрушки, простые по форме, отражали реалии мира, представления о природных силах и духах. Куклы были интересны как детям, так и взрослым, которые со всей серьезностью относились к игрушечному делу. В городской среде наряду с традиционными матрешками с лдицами на заказ большой популярностью пользовались привозимые из-за границы дорогие фарфоровые куклы. Куклы наряжались в традиционные и современные модные одежды, они были разных размеров, среди них были любимые и не очень. На полотнах многих русских живописцев, Василия Тропинина, Карла Лемоха, Николая Кошелева, Алексея Харламова, Константина Маковского, Андрея Рябушкина, Бориса Кустодиева, Галины Серебряковой и других запечатлены дети с куклами. По живописным произведениям можно представить все разнообразие кукольного мира XIX–начала XX веков – от самодельных игрушек до заморских красавиц. В экспозиции Художественно-педагогического музея игрушки Сергиева Посада, созданного художником, искусствоведом, педагогом и ученым Н. Д. Бартрамом (1873–1931) на основе его личной коллекции, представлены крестьянские куколки, их зарубежные коллеги, и, конечно, матрешки. Дорогая или дешевая кукла – функция у нее одна: детям должно было интересно с ней играть, то есть взаимодействовать. Часто ребенку с фантазией хотелось иметь не одну, а несколько кукол разных размеров, чтобы какая-то кукла могла быть мамой, какая-то – старшей или младшей дочкой, а какая – и младенчиком; однако, большое количество кукол создавало некоторые неудобства, для хранения требовалось много места. И тут в России появилась удивительная куколка-матрешка – одна во множестве. В ней была и привычная простота тряпичной и вырезанной из дерева куколки, столь популярных в народной среде, загадочность точеных шкатулок и разъемных яиц, скрывающих внутри себя сюрпризы. В традиционной версии происхождения разъемной деревянной куколки-матрешки можно выявить тройственную основу: первое – японский прототип разъемного деревянного человечка, второе – дизайнерскую разработку профессионала-художника и токарное выполнение формы народным мастером. Третий компонент матрешки – народная основа самого образа куклы как типизация эстетических представлений крестьянской среды о красоте женщины, девушки, девочки, где ценились скромность, трудолюбие, доброта, серьезность и уважение к людям. Такой синтез дал удивительный результат, не случайно создание и распространение русской матрешки стало заметным явлением не только в русском традиционном искусстве и культуре (26, 27). В конце XIX–начале XX веков в европейских странах идет возрождение интереса к национальным основам культур. Возникает стиль модерн, который обращается не только к народным корням и искусству средневековой Европы, но и к культуре Востока, органично вплетая экзотику в национальные мотивы. В России подъем национального искусства и поиски принципов создания нового русского стиля в рамках общеевропейского модерна привели к тому, что интеллигенция обратилась к русской истории, фольклору, к народным промыслам, народному быту. Особенно активно интерес к русской народной культуре проявляли предприниматели и деятели искусства, вышедшие из купеческой и крестьянской среды. На основе этого интереса возникают творческие объединения, базирующиеся на принципах национальной культуры. Выделялся среди подобных творческих сообществ Абрамцевский кружок Саввы Ивановича Мамонтова (1841–1918). Савва Мамонтов принадлежал к известной в России купеческой семье, но более коммерции его интересовала культурная деятельность. Ему удалось сплотить вокруг себя талантливых художников, музыкантов и театралов, с целью содействия развитию русской национальной культуры. В подмосковной старинной дворянской усадьбе Абрамцево, которую он купил у Софьи Сергеевны Аксаковой, дочери знаменитого писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, в 1870 году под руководством С. И. Мамонтова были созданы художественные мастерские, где в одной команде трудились художники-профессионалы и народные кустари, хранители вековых крестьянских традиций, мастера народной игрушки. Собирателем предметов крестьянского быта был старший брат Саввы Ивановича Мамонтова, также личность незаурядная, владелец типографии, издатель, переводчик, коллекционер русской живописи, меценат Анатолий Иванович Мамонтов (1839–1905). Именно ему принадлежала крупнейшая по тем временам коллекция матрешек с лицами нга заказ, а также магазин-мастерская Детское воспитание, где не только продавались, но и создавались детские игрушки в народном стиле. Стремясь расширить ассортимент этих изделий и повысить качество товара, А. И. Мамонтов приглашал к сотрудничеству именитых художников, таких как Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Николай Рерих, Елена Поленова и других. Он не только привозил игрушки из самых отдаленных уголков России, но и выписывал их из разных стран. В 1896 году в Петербурге состоялась первая в России выставка произведений искусства Японии, которая изумила и очаровала петербуржцев. Художник-график А. П. Остроумова-Лебедева писала, что в работах японских мастеров поражало, прежде всего, сочетание острого реализма и стилизации с упрощенностью, миром фантастики и мистики (26, с. 8). Эта выставка словно подготовила почву для восприятия русской публикой произведений декоративно-прикладного искусства, основанного на синтезе культур, коим и явилась русская матрешка, находящая отзвук в душах людей из самых разных уголков Земли. Существуют разные версии того, как японская разъемная деревянная куколка появилась в России, но главное, очевидно, заключается в том, что такая куколка появилась в мамонтовском круге творческих и активных людей. Это была фигурка лысоватого старичка с прищуренными глазами и добродушной улыбкой, буддийского монаха-мудреца по имени Фукурума, в котором находились, как в футляре, подобные ему человечки – его ученики. Разъемная фигурка, по легенде (о чем пишут многие авторы), была изобретена безвестным русским монахом с острова Хонсю, по воле случая попавшего на Дальний Восток в далекую Японию, что является вполне вероятным. При многих русских монастырях были кустарные мастерские, в которых монахи точили разъемные пасхальные яйца и вырезали из дерева игрушки, может, и вспомнилось монаху это занятие, а под впечатлением от знакомства с другой культурой он и изобрел такого человечка, очень простого по форме и обаятельного по содержанию, своего собрата монаха, хотя и не христианина. Миф ли это, легенда, правда это или фантазия, трудно сказать. Сам образ Фукурокудзю якобы пришел в Японию из Китая, а в Китай из Индии, и связан он с принцем Бодхидхарма – двадцать восьмым патриархом буддизма и первым патриархом китайской школы дзен. В Японии он превратился в Дарума – куклу-неваляшку и Фукурокудзю – куклу с вкладышами, которых дарили на счастье (13, с. 22). Как уже говорилось, в России издавна существовала традиция изготовления разъемных, сделанных из самого разного материала, пасхальных яиц и деревянных яблок – шкатулок, а также кустари делали наборы посуды, состоящие из вкладываемых один в другой предметов; резные плоско-объемные куколки из дерева также существовали и пользовались спросом, а вот куколок, подобных Фукурокудзю, не было.

Координаты портретиста и мастера портретной матрешки Россия Москва ул. Петровско- Разумовский проезд метро Динамо или Савеловская сайт ART-BY.RU тел +7 903 598 35 00 Григорий