тяжелая история матрешки с лицами по фото , ее превращение в портретную матрешку
В 90-е годы многое из достигнутого ранее было утрачено, закрывались филиалы фабрики, прекращалось производство, некоторые мастера возвратились к надомному изготовлению матрешек с лицами, другие вовсе подались в иные сферы
деятельности.
Казалось бы, с крушением системы, где все централизовано и находится под контролем, народ вздохнет и промыслы расцветут небывалым цветом. Однако в новых экономических условиях они были приравнены к малому бизнесу, что было
связано не только с бесконечной бумажной волокитой и чиновничьим произволом при регистрации и лицензировании деятельности, но и с неоправданными в данном случае налогами, а государство умывало руки, бросив народных мастеров в
стихию рынка. Именно в эти годы от 35 промысловых организаций в Нижегородской области осталось только 15, да и у тех проблемы были отнюдь не творческого характера. И все же, хотя и с трудом, основные народные промыслы Нижегородского
края выживали, а с ними не пропала, не сгинула в забвении и народная игрушка.
В этот сложный период многие мастера Семеновского объединения по производству матрешек с лицами остались не у дел, руководство предприятия не смогло обеспечить их работой. Преемниками объединения в деле производства игрушек и
матрешек с лицами стали
ООО Семеновская роспись и ЗАО Хохломская роспись, ранее выпускавшее только посуду, а теперь также производящее и матрешек с лицами, и деревянные расписные игрушки, и сувениры. Бывший главный художник объединения И. К. Сорокин передал
авторские права на созданные им изделия ЗАО Хохломская роспись, где их постарались одеть в золотой наряд, соблюдая свой традиционный колорит и орнамент.
Игрушечный товар той и другой фабрик, по сравнению со второй половиной XX века, пока несколько однотипен, это в основном токарные изделия, идущие от форм 60–80-х годов, с незначительными изменениями силуэта фигур кукол и мотивов
росписи. Новые поиски ведутся, прежде всего, в декоре изделий, который все более приближается к общерусским образцам декоративной росписи и часто бывает избыточен. Современная всеядность, ориентация на столичные образцы, погоня
за количественными показателями в массовой продукции привели к некоторому размыванию стиля и к снижению спроса на уникальную семеновскую игрушку.
Интересные образцы появились в результате сотрудничества Семеновской росписи с японскими фирмами. Любопытны также некоторые эксперименты предприятия Хохломская роспись в использовании характерного хохломского узора в росписи матрешек
с лицами и других игрушек. Но в целом, несмотря на многие удачные образцы той и другой фабрики, создаваемые ими игрушки, как современное явление, пока не имеют своего концептуально ярко выраженного лица. В ближайшем будущем этому промыслу
еще, очевидно, предстоит пережить свое возрождение. Проанализировав ситуацию с потребительским спросом, определившись с ассортиментом и стилем, с функционально полноценной, отвечающей педагогическим требованиям игрушкой, а возможно,
и четко разделившись по направлениям сувенирной продукции, каждая из фабрик найдет свой путь и скажет свое, иду
Ермиловская матрешка с лицом Ковернинского района
Детям на радость, взрослым на удивление создают народные мастера свои произведения. Ковернинский район, наряду с Семеновом, является центром так называемой хохломской росписи. Он известен, прежде всего, древним торговым селом
Хохлома, давшим название уникальной расписной посуде Сёминской фабрики Хохломский художник (ныне ОАО Хохломский художник) и Семеновской фабрики Хохломская роспись (ныне ЗАО Хохломская роспись). Мастера-надомники, жившие в
близлежащих деревнях, также точили и расписывали деревянную посуду, а некоторые и игрушкой баловались, делая погремушки, свистульки и другие изделия. Ни в каком другом месте не найти такого изумительного травного орнамента
на деревянной посуде и мебели, которые изготавливались иногда в детском игрушечном варианте.
Здесь, в деревне Мокушино, создавал свои удивительные произведения народный мастер Степан Павлович Веселов (1903–1993). Это была личность весьма примечательная, не каждому народному мастеру удается выработать свой неповторимый
стиль. Травную роспись Веселова часто называют хохломской готикой, и это не случайно, есть в ней что-то пламенеющее, динамичное, как в стрельчатых арках средневековых готических соборов. В такую роспись травкой облачаются посуда,
мебель, коврики, яйца, плоские и объемные петухи и такие редкие для мастера изделия, как красная с золотым хохломским узором матрешка с лицом Рыбка и саночки, которые находятся во Всесоюзном музее декоративно-прикладного и народного
искусства в Москве. Степан Павлович Веселов, как и другие мастера хохломской росписи, не занимался специально изготовлением игрушек, но не упомянуть этого талантливого мастера, говоря о Ковернинском районе, невозможно.
Ярким, но, к сожалению, недолгим явлением на Нижегородской земле стала жизнь матрешки с лицом села Ермилово Ковернинского района. Этот район, наряду с Семеновым, – центр хохломской росписи. В отличие от семеновцев, использовавших в
росписи кудрину, фоновое письмо из листьев и цветов, а также травку, ковернинцы предпочитали украшать деревянную посуду только травкой; именно такими узорами расписывались и ермиловские матрешки с лицами: большие и маленькие кони, мишки,
собачки, петушки и курочки, уточки и гусачки, слоны, соловьи, сороки и другие изделия. Интересен сам способ изготовления прессованной игрушки, он дает возможность создавать продукцию различных форм: от сильно стилизованных до
почти натуралистичных. Роспись игрушек травкой под лак в сочетании золота с черным и киноварью, белого, зеленого и коричневого – баканового – цвета, придает игрушечному товару праздничный нарядный характер.
Самобытные, яркие, забавные матрешки с лицами из прессованной стружки, расписанные удивительными травными узорами, сейчас можно встретить в экспозициях нижегородских музеев, в Ковернинском выставочно-музейном центре Отчина, а
также в ХПМИ Сергиева Посада и в частных коллекциях. К сожалению, серьезным исследованием этого явления народного искусства пока не занимались, да и статей в периодической печати было не много. А между тем ермиловская игрушка,
уникальная, яркая, самобытная, истинно нижегородская, заслуживает особого внимания.
История Ермиловской матрешки с лицами
Материалы по истории предприятия Ермиловская игрушка авторам этой книги предоставил народный художник России, потомственный мастер хохломской росписи, директор Ковернинского музейно-выставочного центра Отчина Николай Александрович
Гущин. В беседе с бывшими работниками предприятия – начальником производства Голубевым Александром Михеевичем, начальником экономического отдела Зинаидой Ивановной Прониной и главным технологом Ниной Ивановной Малышевой выяснились
многие факты возникновения и развития Ермиловской игрушки. История фабрики оказалась далеко не простой и даже драматичной.
Промартель в деревне Ермилово была создана накануне Великой Отечественной войны в 1941 году. До 1945 года ею руководил Воронов Николай Григорьевич, уроженец деревни Мешково. С 1945 и вплоть до 1985 года, до объединения с сёминской
фабрикой Хохломский художник, директором был Иван Харлампиевич Малышев. В это время артель прошла несколько специализаций по изготовлению токарной посуды, ложек, интеллектуальных игр – шахмат и шахматных досок, – которые
изготовлялись также и в цехах деревень Новопокровское, Сёмино и Хрящи. Производство игрушек в Ермилове наладили с 1955 года. В 1969 году создается участок фабрики Ермиловская игрушка в поселке Ковернино. Его долгое время
возглавлял Александр Михеевич Голубев, работавший сначала на фабрике заведующим складом готовой продукции в селе Ермилово, с 1972 по 1985 год – главным инженером, а с 1985 года по 2001 год – начальником производства Ковернинского
участка. Таким образом, А. С. Голубев прошел весь путь с Ермиловской игрушкой и ныне очень сожалеет о ее печальной участи.
С 1985 года директором объединенных в одно предприятие фабрик «Ермиловская игрушка» и «Хохломский художник» – под общим названием «Ковернинская фабрика «Хохломский художник» и с головным предприятием в деревне Сёмино –
стал Алексей Васильевич Веселов. При нем ассортимент игрушек расширился. Надо сказать, что технология ермиловской игрушки – непростая, роспись – также трудоемкая. По себестоимости эти изделия получались довольно дорогими,
и государству, стремившемуся сделать их доступными самому широкому потребителю, приходилось дотировать производство.
В 90-х годах государственная поддержка народных промыслов прекратилась, и выпускать матрешек с лицами, как сообщает нынешний директор ОАО Хохломский художник Владимир Иванович Соловьев, стало убыточно; сказался и такой фактор,
как интервенция дешевой китайской игрушки. В 1996 году производственные площади ермиловского участка предприятия перешли в собственность колхоза Хохлома, и с конца 2000-х годов в СПК Хохлома наладили выпуск, на основе оставшихся
ермиловских форм, расписанных лошадок, пудельков, птичек-сорок. В последние годы на прилавках сувенирных магазинов Нижнего Новгорода стали все чаще появляться и ермиловские игрушки Ковернинской фабрики Хохломский художник.
Как будет этот промысел развиваться в дальнейшем, покажет время: ведь свернуть производство проще, чем наладить его вновь.
Технология изготовления матрешек с лицами по некоторым свойствам близка к изделиям из папье-маше. Ермиловцы использовали отходы от деревообработки хвойных пород деревьев, прессуя опилки с крахмальным клеем и тальком в виде
двух половинок формы, которые затем склеивались, обрезались, зачищались шкуркой – наждачной бумагой, грунтовались, расписывались и покрывались несколькими слоями лака, что повышало яркость красок и придавало росписи пластическую
глубину. Красивая получалась игрушка, нарядная, праздничная, глаз не оторвать, не случайно она была интересна не только детям, но и взрослым.
Ермиловские игрушки 50-х – начала 60-х годов имеют обтекаемые, несколько натуралистичные формы, белую, охристую и желтую окраску фона, умеренную роспись цветами и травами, черного, красного и других цветов. С середины 60-х и в
70-е годы форма ермиловских изделий становится более обобщенной, стилизованной и декоративной. Мастерами активно применяется красный и черный фон с контрастной росписью бронзовыми красками. Некоторые художницы используют элементы
городецкой росписи, умело сочетая их с характером формы. В росписи наряду с чистой травкой используются также листья и цветы (так называемое фоновое письмо), по пластике близкие к кудрине семеновской росписи.
С самого начала изготовления прессованных изделий ермиловская фабрика активно сотрудничала с Загорским (Сергиево-Посадским) институтом игрушки, у которого накопился к этому времени богатый опыт работы с традиционной и современной
игрушкой. Гипсовые формы для изделий, после утверждения областным художественно-экспертным советом, выкупались у загорцев, и по этим формам изготавливались игрушки в Ермилове. В 70-е годы изделия Ермиловской фабрики приобретают
характерные остросовременные формы, достойные такой изящной росписи, как хохломские травы.
Координаты портретиста и мастера портретной матрешки Россия Москва ул. Петровско- Разумовский проезд метро Динамо или Савеловская сайт ART-BY.RU тел +7 903 598 35 00 Григорий